С февраля по май в Санкт Петербурге шла реализация проекта «Международная безопасность через интеграционные проекты ЕАЭС в Азии, Африке и Латинской Америке» реализуемых АНО «Культурный центр «Национальная гуманитарная инициатива». Мероприятие прошло в рамках реализации гранта Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова.
В его рамках были проведены две серии экспертных телемостов и одна большая экспертная конференция, завершился проект пресс-конференцией в РИЦ ТАСС Санкт-Петербург 20 июня, в рамках которой представлены основные итоги проекта.
В её работе приняли участие
Во-первых, удалось подтвердить, что во всех странах экспертное сообщество признает процессы регионализации и формирования макрорегионов, объединённых общими экономическим задачами и имеющими совместное видение вопросов рисков и безопасности. Поэтому даже все внешние факторы рассматриваются экспертами одновременно не только как препятствия, но и как обоснование необходимости сотрудничества. ЕАЭС воспринимается в таком же ряду как БРИКС, ШОС, как интеграционные объединения, в которых по-новому предлагается осуществлять взаимодействие. И в этом их высокая привлекательность. Кроме того, все те страны, которые панируют наращивать взаимодействие с Россией, одновременно начинают взаимодействовать с ЕАЭС в целом, что является результатом планомерной и продуманной российской стратегии, проявленной в переговорных позициях. При этом Россию рассматривают как локомотив и экономический флагман ЕАЭС. Это заметно с началом интеграционного взаимодействия с Вьетнамом, Ираном, Сирией и другими странами, что уже показывает позитивные аспекты, и серьёзно способствуют повышению узнаваемости привлекательности самого ЕАЭС. В ЕАЭС накапливается ощутимый переговорный опыт. И каждое соглашение вносит вклад не только в ЕАЭС в целом, но и в экономику и безопасность каждой страны отдельно. Именно это признается как аксиома участниками мероприятий, при этом на Россию, как показывает практика, ложится финансовый груз ответственности за инвестиционный потенциал таких соглашений. Обнаруживается зависимость интенсивности евразийской интеграции от потенциала России. Интересно, что это можно отобразить и в обратном направлении. В условиях трансформации современного мира Россия, как никто другой, заинтересована в создании новых площадок для диалога. Особенно важно это для стабилизации региона пост-СССР, удержание его от сползания в локальные конфликты. Одновременно идут работы и по совместным перспективным направлениям современного развития. Так эксперты признали, что в ЕАЭС уже проведена работа для создания общего цифрового пространства. В 2016 г. был запущен трек по обсуждению цифровой повестки пяти стран (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России). Это стало самостоятельным направлением евразийской интеграции, несмотря на то, что Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. оно предусмотрено не было. В ЕАЭС уже запущены механизмы финансирования цифровых инициатив и цифровых проектов, отбора и проработки таких цифровых инициатив. Это проекты цифрового отслеживания товаров, экосистемы цифровых транспортных коридоров, трансграничному обороту данных, цифровой промышленной кооперации. Но, конечно, есть и оборотная сторона с ростом контактов в сфре цифровизации растут и вызовы безопасности в этой сфере (киберпреступность и медиаманипулирование).
Бахтиёр Исмаилович Эргашев, директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no», (Узбекистан) видит в развороте России на Юг огромный потенциал для Узбекистана — «теперь Россия более активно вовлечена в стратегические проекты в Центральной Азии, и вместе с Узбекистаном развивает сообщение между разными странами региона. Большие транспортные коридоры – это альтернативы и возможности для разных стран поучаствовать в локальных проектах», подчеркнув, «что изменение мироустройства это шанс для Центральной Азии занять более активную позицию в мире благодаря реализации всех задуманных проектов».
Кабаньяс Хуан Мартин Гонсалес, научный сотрудник отдела стратегических исследований UNDEF, директор Continentalist Foundation — RELAGE высказался о роли Латинской Америки в совместной работе по обеспечению безопасности в регионе, а также перспективах отношений со странами постсоветского пространства, в особенности с членами Евразийского экономического союза, отмечая, что сотрудничество с разными интеграционными объединениями остаётся одной из важнейших целью, которые регион ставит перед собой для обеспечения той самой стабильности и дальнейшего развития отношений между странами.
Во-вторых, удалось определить конкретные направления сотрудничества, на которые необходимо обратить особое внимание. Это двусторонние и многосторонние соглашения при ведущей роли России со странами пост СССР, а не только со странами ЕАЭС.
Профессор экономики академии административных наук имени Садата в Каире, Нур Нада заявил: «Система, которая была создана в 1945 году и управляется агрессивно Западом. Отметил, что тема очень актуальная и важная как для Египта, так и для и России» обратив внимание, «что 20 % торговли между Африкой и Россией приходится на Египет, а в последнее время российско-египетские экономические отношения стремительно развиваются и имеют потенциал расшириться». В России сейчас обучаются более 26 тысяч египтян и это даже больше, чем в Советском Союзе, как отметил Нур Нада.
Ваддах Ал-Джунди, сопредседатель Российско-Сирийского Общества, высказался по теме развития отношений России с Сирией и подчеркнул, что у стран очень тесные отношения в политической и военной сферах, тем не менее, сохраняются точки роста в экономических отношениях, которые пока имеют фрагментарный характер.
В-третьих, удалось доказать, что активнее и легче всего развиваются экономические связи с теми странами, в которых уже сейчас достаточно высоко развит рынок электронных сервисов, так как экономика сама становится во многом электронной услугой. Второй важный аспект – логистика, проработка маршрутов. Поэтому именно в тех странах, где пока нет значимого влияния цифрового сервиса на каждодневную жизнь людей и деятельность бизнеса, как на Кубе, во Вьетнаме, Иране, Сирии и Египте, гораздо труднее взаимодействовать всем странам ЕАЭС, а не только России.
Динь Ле Ву, директор Центра Арт-Сайгон, председатель вьетнамской общины в Санкт-Петербурге и Дао Дай Хай отметили, что наедятся «что в скором времени два государства найдут способы решения всех вопросов, чтобы улучшился товарооборот между странами. Мы надеемся на решения на высшем уровне для того, чтобы и вьетнамские, и российские компании могли продолжить сотрудничество в полной мере».
Тарек Ахмад, глава отдела экономики и международных отношений Сирийской социальной националистической партии отметил «проблему ограниченного сотрудничества между гражданскими обществами двух стран, связанную с существующими сложностями в получении виз».
В-четвертых, благодаря экспертному общению, стало четко понятно, что в основе развития диалога лежат усилия ЕАЭС, помноженные на усилия России; в большинстве случаев понимание о сотрудничестве с Россией лежит через российские инвестиции в данные страны; наиболее эффективным и полноформатным и перспективным является сотрудничество в сфере энергетики (преимущественно атомной как высокотехнологической отрасли); стоит задача проникновения на новые рынки российских электронных сервисов (российских IT компаний) и финансовых услуг (последнее серьезно зависит от политической воли, так как вряд ли мы можем ожидать самостоятельное движение российских банков, о чем свидетельствует опыт прихода Сбера в Крым).
Молодой специалист из Вьетнама, Занг Динь отметил, что «экономическое сотрудничество является приоритетным направлением Вьетнамско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства. Укрепление экономических связей с Вьетнамом дает России возможность смягчить последствия санкций Запада и дает возможность для реализации программы развития Дальнего Востока. Активное сотрудничество в сфере либерализации торговли имеет важное значение для экономического развития каждой из стран».
В-пятых удалось подтвердить контакты с уже традиционными партнёрами, укрепить партнерские отношения, сформировать новый пул экспертов, установить новые контакты, тем более в рамках круглых столов по Кубе, Вьетнаму, Сирии, Египту, Ирану. Благодаря нашим круглым столам эксперты находили друг друга, договаривались о новых проектах. Например, представители университета Ирана и петербургского отделения РАНХиГС прямо во время круглого стола договорились о проведении совместных лекций, чтобы донести до своих студентов информацию о культурных особенностях, менталитете и возможностях сотрудничества. Также наши мероприятия стали зоной притяжения заинтересованных в поиске партнеров дружественных организаций. В частности, активность проявил председатель и основатель Российско-арабского общества дружбы Муссалам Шеайто. Его данные, например, о проведении соц. опроса среди образовательных учреждений Египта о событиях на Украине, который показал 90% поддержку действий России, вызвал обсуждение.
Также удалось привлечь к диалогу общества дружбы разных стран, а также студентов-представителей разных стран. Одной из задач этих мероприятий было привлечение молодёжи, в том числе из других стран, что удалось достигнуть. Молодые люди проявили высокую активность, задавали вопросы, выступали с докладами. Это позволило реализовать образовательный потенциал проекта. Таким образом, был внесен конкретный вклад в подготовку специалистов по проблемам интеграции, обучающихся в разных ВУЗах Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода, среди которых к мероприятиям привлекались студенты из стран проекта, определены договоренности и об активизации сотрудничества в сфере диалога студентов, в сфере образования.
Заместитель представителя Россотрудничества во Вьетнаме, Бороденко Андрей Анатольевич, сказал что «молодое поколение вьетнамцев больше интересуют такие направления как медицина, гуманитарные науки и IT. Правда, часто вьетнамские студенты, изучающие в России IT, потом, вернувшись к себе, работают в западных компаниях».
Представитель Ирана Парса Абангах, отметил, что «у Ирана и России есть свои взлеты и падения, но экономическая ситуация в обеих странах на самом деле не улучшается, кроме того, обе страны являются мишенью западных санкций. Чтобы справиться с этими вещами, Россия и Иран могут работать вместе. Российский рынок огромен, и у Ирана есть потенциал быть на нем активным. Иран может предложить технические и инженерные услуги, информационные технологии, медицину и т. д. Также в различных областях, таких как нефть и газ, судоходство и транспортировка по Каспийскому морю и электронная безопасность. Иран и Россия могут многое обменять, не только нефть и газ. Но для его улучшения обе страны могут проводить маркетинговые исследования, моделировать совместную перспективу развития энергетики и разрабатывать технические и инженерные исследования».
В-шестых, благодаря проекту определена иерархия рисков и проблем во взаимодействии партнеров, причем в сравнительном ракурсе; данная информация будет использована в образовательных и медийных проектах.
Благодаря мероприятиям были достигнуты договорённости о новых проектах с новыми партнерами. Также данные мероприятия позволили донести позицию России по ключевым аспектам современных международных отношений до представителей разных стран, что является дополнительным позитивным итогом проекта. Важно отметить, что в мероприятиях проекта принимали участие не только эксперты из обозначенных стран, но и из соседних с ними государств, что расширило географию проекта.
Сардара Вахидуллаха, президент и основатель института высшего образования Байят, привлёк внимание к вопросу «построения взаимных контактов между странами по линии программ высшего образования, который получил особую актуальность в условиях появления определенного вакуума в этой сфере на фоне сложившейся геополитической обстановки». Эксперт выразил надежду, что конференция послужит мостом для выстраивания сотрудничества между Афганистаном и другими странами региона в секторе образования.
Дзермант Алексей, директор Центра изучения и развития континентальной интеграции «Северная Евразия», научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, член Научно-экспертного совета при Председателе Коллегии Евразийской экономической комиссии, отметил, что «тесные связи в информационной политике наблюдаются в рамках Союзного государства России и Беларуси, однако в рамках ЕАЭС пока сложно утверждать и единой сплоченной политике в цифровом пространстве среди государств-членов», а также обратил внимание, «что сейчас наблюдаются разнонаправленные нарративы особенно в отношении к СВО, так как на данный момент отсутствует общая политика в области информации, и высказал предложении о выстраивании конкретных действий в отношении цифрового и информационного пространства».
Модератором телемостов выступил Дмитрий Владимирович Солонников, директор Института современного государственного развития. Он заявил, что позитивные сдвиги на мировой арене возможны лишь в условиях укрепления сотрудничества, подчеркнув таким образом важность взаимодействия в том числе в рамках многосторонних форматов.
Экспертами выступили общественные и государственные деятели, учёные из 18 стран мира (Иран, Вьетнам, Сирия, Узбекистана, Куба, Египет, Афганистан, Азербайджан, Аргентина, Белоруссия, Бразилия, Йемен, Казахстан, Камбоджа, Кения, Ливан, Турция, Колумбия). Всего в проекте приняло участие более 280 участников дискуссий — молодых учёных и студентов, экспертов и представителей основных направлений проекта из 33 иностранных государств, часть из которых уже перечислена, а также Таджикистана, Китая, Швеции, Украины, Кыргызстана, Испании, Гвинеи, Болгарии, Чехии, Молдавии, Кот-д’Ивуара, Индии, Румынии, Армении, Ирака.
В рамках мероприятий были обсуждены вопросы безопасности в сфере энергетики, экологии и экономики цифровой, а также информационной сферах, в том числе опираясь на анализ опросов общественного мнения, а также мнение экспертного сообщества. Эксперты затронули такие темы как влияние факторов США, ЕС, Турции, Индии и КНР, перспективы взаимодействия не только в рамках ЕАЭС, но и с другими интеграционными объединениями, в том числе БРИКС и ШОС.
Мероприятия проводились при поддержке: Россотрудничества, Регионального информационного центра ТАСС Санкт-Петербурга, Института современного государственного развития, Центра Инновационной Дипломатии БРИКС и ШОС, Ассоциации иностранных студентов и выпускников Южного Урала.
Об организаторе — www.ccnhi.ru. Автономная некоммерческая организация «Культурный центр «Национальная гуманитарная инициатива» с 2013 года реализовывает просветительские, научные, исследовательские проекты в области культуры, искусства, музейного дела, общественных и гуманитарных наук. Наша задача – быть центром социокультурных процессов, гибко и быстро реагируя на изменения общественного и культурного ландшафтов.